Консультация для воспитателей. Тема: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
15 декабря 2020
В нашем детском саду МАУДО «Детский сад №8" проведена консультация для педагогов детского сада. Тема: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Цель: представить воспитателям методику преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с теоретическими аспектами нарушений слоговой структуры слова.
- Рекомендовать игровые методы и приёмы, способствующие формированию у дошкольников слоговой структуры слова.
- Практические задания для воспитателей.
Содержание
- Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, дефектологи, воспитатели сталкиваемся всё чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Слог – это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.
Типы нарушения слоговой структуры слова
- Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;
- опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;
- увеличение числа слогов за счёт вствки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов: «деворе» - дерево;
- перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных: «тул» - стул;
- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;
- Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;
- Персеверации (цикличное повторение одного слога).
- Антиципации (замена предыдущих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
- Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
- Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова проводится в два этапа:
Подготовительный этап.
Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном и вербальном материале. Главное правило идти от простого к сложному:
- игры, направленные на развитие слухового внимания (Где позвонили?; Узнай инструмент по звуку).
- игры, направленные на работу над ритмом (использовать бубен, погремушку).
- игры и упражнения, направленные на формирование пространственно – временных представлений (найди место звука).
- игры, направленные на развитие слуховой памяти.
- игры, направленные на развитие фонематического восприятия (Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук).
Основной (коррекционный) этап.
Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
- Игры, для развития слоговой структуры на уровне слогов.
Хлопками - повторять слова с ребёнком по слогам, частям, шагами, подбородком.
Отстукивать слова в ритм каждого слога (карандашом, кубиками и т д.).
Игра «Гусеница». Ребёнок играет с кружками и собирает из них гусеницу, пропевая каждый слог.
Игра «Цветок». Предложить ребёнку вырастить цветок. Посчитать сколько лепестков – столько и слогов.
- Игры, направленные на формирование слоговой структуры на уровне слова.
Игра «Один – много», «Расколдуй слово»
- Игры, направленные на формирование слоговой структуры слов на уровне предложения.
Игра «Путаница» (Исправь ошибки в предложении). Игра «Мультяшки». Ребёнок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией.
- Практические задания для воспитателей
Упражнение: «Правильно – неправильно»
Ход: Одна девочка в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово.
Моноток – молоток
Тул – стул
Зуйка – зайка
Мутюг – утюг
Ломоко – молоко
Шинама – машина (поднимают флажки) А как надо правильно сказать?
Упражнение, которое поможет детям развивать внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматичемки правильной речи. Для этого нам понадобиться мяч.
Упражнение: «Так бывает»
Ход: Бросаю мяч и спрашиваю, а воспитатели отвечают.
У жабы шуба? Нет у жабы шубы.
У рыбы руки? Нет у рыбы рук.
У мухи лапы? Да у мухи лапы.
У кота зубы? Да у кота зубы и т д.
Упражнение: «Лишнее слово»
Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.
Мак, бак, так, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, бутон.
Мак, бак, веник, рак.
Совок, венок, каток, зуб.
Вывод: Работа по коррекции слоговой структуры слов, должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.
учитель - логопед Т.В. Иванова