Персональный сайт учителя-логопеда МАУДО "Детский сад 8" г. Ялуторовска Ивановой Татьяны Васильевны

Консультация для воспитателей. Тема: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

15 декабря 2020

 

 

В нашем детском саду МАУДО «Детский сад №8" проведена консультация для педагогов детского сада. Тема: Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Цель: представить воспитателям методику преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить с теоретическими аспектами нарушений слоговой структуры слова.
  2. Рекомендовать игровые методы и приёмы, способствующие формированию у дошкольников слоговой структуры слова.
  3. Практические задания для воспитателей.

 

Содержание

  1. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, дефектологи, воспитатели сталкиваемся всё чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Слог – это минимальная произносительная единица в русском языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков.

   Типы нарушения слоговой структуры слова

  1. Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

- опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

- увеличение числа слогов за счёт вствки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов: «деворе» - дерево;

- перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

  1. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

- вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон; 

  1. Уподобление слогов: «кококосы» - абрикосы;
  2. Персеверации (цикличное повторение одного слога).
  3. Антиципации (замена предыдущих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;
  4. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

  1. Методика преодоления нарушений слоговой структуры слова проводится в два этапа:

Подготовительный этап.

Цель: подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном и вербальном материале. Главное правило идти от простого к сложному:

- игры, направленные на развитие слухового внимания  (Где позвонили?; Узнай инструмент по звуку).

- игры, направленные на работу над ритмом (использовать бубен, погремушку).

- игры и упражнения, направленные на формирование пространственно – временных представлений (найди место звука).

- игры, направленные на развитие слуховой памяти.

- игры, направленные на развитие фонематического восприятия  (Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук).

Основной (коррекционный) этап.

Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

  • Игры, для развития слоговой структуры на уровне слогов.

 Хлопками -  повторять слова с ребёнком по слогам, частям, шагами, подбородком.

 Отстукивать слова в ритм каждого слога (карандашом, кубиками и т д.).

 Игра «Гусеница».  Ребёнок играет с кружками и собирает из них гусеницу, пропевая каждый слог.

 Игра «Цветок». Предложить ребёнку вырастить цветок. Посчитать сколько лепестков – столько и слогов.

  • Игры, направленные на формирование слоговой структуры на уровне слова.

 Игра «Один – много», «Расколдуй слово»

  • Игры, направленные на формирование слоговой структуры слов на уровне предложения.

  Игра «Путаница» (Исправь ошибки в предложении). Игра «Мультяшки».  Ребёнок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией.

  1. Практические задания для воспитателей

Упражнение: «Правильно – неправильно»

Ход: Одна девочка в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушайте внимательно слова и поднимите флажок, если услышите неправильное слово. 

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг – утюг

Ломоко – молоко

Шинама – машина (поднимают флажки) А как надо правильно сказать?

Упражнение, которое поможет детям развивать внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматичемки правильной речи. Для этого нам понадобиться мяч.

                  Упражнение: «Так бывает»

Ход: Бросаю мяч и спрашиваю, а воспитатели отвечают.

У жабы шуба? Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? Да у мухи лапы.

У кота зубы? Да у кота зубы и т д.

                 Упражнение: «Лишнее слово»

Ход: Каждый из вас внимательно должен прослушать ряд слов и назвать слово не похожее на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Лимон, вагон, кот, бутон.

Мак, бак, веник, рак.

Совок, венок, каток, зуб.

Вывод:  Работа по коррекции слоговой структуры  слов,  должна вестись длительно,  систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

                                                                                   учитель - логопед Т.В. Иванова

Оставить комментарий: